Т
Темперамент — устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы. В отечественной психологии трактовка темперамента опирается на учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности; их проявления в поведении Павлов поставил в прямую зависимость от античной классификации темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный — темпераменту холерика; слабый — темпераменту меланхолика.
Тест (от англ. test — задача, проба) — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.
Тесты — стандартизованные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений, навыков. Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические. По используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты оперирования с определенными предметами, например — тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения). По степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются). Рисуночные (проективные) тесты часто используются при работе с детьми.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.
Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Т. обычно предшествует страху. В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко — воображаемой) человеку как личности.
Трудные дети — широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется как правило по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.
Трудолюбие (Industry) — стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи. Развивается в школьном возрасте.