Н
Наблюдательность — качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
Навязчивые состояния — мысли, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные, нестойкие навязчивые состояния могут появляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и непреодолимые навязчивые состояния являются признаком ряда психических заболеваний.
Наказание (Punishment) — предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.
Наследственность — передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах — признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, сохранность в ряду поколений специфических для каждого вида особенностей — морфологических, физиологических и т. д. Материальные носители наследственности — гены — участки дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), молекулы которой заключены в хромосомах всех клеток организма, т.е. ту сумму наследственных факторов, которые получены им от родительского поколения.
Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.
Неврозы (от греч. neuron — нерв) — группа нервно-психических расстройств, обусловленных психотравмирующими воздействиями, в основе которых лежит невротический конфликт. Неврозы характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами (возникновение болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости), при которых сохраняется способность управлять собой. Неврозы — часто встречающаяся форма психических потерь.
Различают три основные формы неврозов — астенический, истерический и невроз навязчивых состояний.
Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка, в частности — после перенесенных инфекционных заболеваний. В школьном возрасте встречается у тех учащихся, которые либо вследствие собственного чрезмерного энтузиазма, либо по воле родителей перегружены умственной работой. При этом переутомление играет роль хронической психотравмирующей ситуации. Астенический невроз сопровождается ухудшением общего самочувствия и высокой утомляемостью, вследствие чего снижается школьная успеваемость, усугубляя эмоциональные переживания. Дети становятся раздражительными, легко огорчаются и плачут.
Истерический невроз ,как правило, возникает в результате острой, шоковой психической травмы. Его симптомы часто производят впечатление соматических нарушений: у ребенка может нарушиться координация движений вплоть до полной потери моторной активности (так называемый истерический паралич), снижается чувствительность анализаторов (истерическая глухота, слепота и т. п.). Впрочем, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер. Обострение симптомов обычно бывает приурочено к ситуации реального или кажущегося ущемления интересов ребенка, его личного достоинства. Так, вследствие нарушений адаптации к условиям дошкольного учреждения у ребенка, отправляющегося в детский сад, могут периодически возникать приступы рвоты. Подобные нарушения более свойственны девочкам. Истерический невроз может появиться уже в раннем возрасте. У взрослых встречается реже, что связано с обретением эмоциональной зрелости, способности отстаивать свои интересы с помощью более адекватных форм поведения.
Невроз навязчивых состояний, как правило, возникает вследствие хронической травматизации психики, особенно когда потребности и желания ребенка входят в конфликт с принятыми моральными нормами. Чаще возникает у тех детей, для которых характерна мнительность, тревожность неуверенность в себе. Проявляется в виде навязчивых переживаний и действий, которые самому ребенку неприятны и от которых он стремится избавиться.
В зависимости от интенсивности и продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (длится несколько месяцев) и невротическое развитие личности, при котором расстройство принимает хроническую форму и на протяжении длительного времени деформирует становление личности. Лечение неврозов проводится как правило амбулаторно с использованием транквилизаторов и разнообразных методов психотерапии.
Невротизм — психическое состояние характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами (не следует отождествлять с неврозом, так как невротизм может быть свойственен здоровому человеку).
Невропатия (от греч. псигоп — нерв, pathos — болезнь) — функциональная, чаще врожденная слабость нервной системы, связанная с понижением порога ее возбудимости.
Негативизм (от лат. negatio — отрицание) — качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование негативизма связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте.
Слабой формой негативизма является упрямство. Однако в отличие от подлинного негативизма оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью — стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям.
Недоверие (Mistrust) — чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания
Ненависть — устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на объект (личность, общность и т. д.), препятствующий удовлетворению его потребностей, его убеждениям, ценностям.
Неспособность — полное несоответствие психических возможностей личности данному виду деятельности. Неспособность в одном виде деятельности личности может соседствовать с развитыми способностями в других видах деятельности.
Никтофобия — иррациональный, необъяснимый страх ночи, темноты.
Неуспеваемость — отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Слова,начинающиеся с других буку,Вы можете посмотреть в столбике справа