Интересное о детской психологии
Дети. В каком возрасте чем заниматься?
Сегодня множество студий открывают двери дошкольникам, школьникам, подросткам. Что лучше выбрать – живопись, танцы, театр? Это зависит не только от склонностей, но и от возраста, считает детский психолог Катрин Дольто-Толич (Catherine Dolto-Tolitch).
3 года
Занятия по развитию музыкальных способностей предлагают малышам открыть для себя
ритм, звуки, песни, попробовать самим играть на ударных инструментах и т. д.
Некоторые специалисты считают, что в этом возрасте можно начинать играть на
фортепиано или скрипке: пока ребенок не приступил к изучению «серьезных
предметов» в школе, его сознание обладает большей гибкостью. Знакомить ребенка
с шедеврами живописи (водить в галереи, музеи) можно начинать с любого
возраста, равно как и заниматься рисованием дома. Но посещение выставки не
должно длиться больше часа, иначе возникнет чувство пресыщения.
6 лет
Художественные школы и студии предлагают разнообразные занятия: живопись,
рисунок, керамику, моделирование, скульптуру, мозаичное искусство и т. п.
Возраст участников определяется технической сложностью. Занятия сольфеджио в
музыкальных школах начинаются с шести лет, а прием на обучение игре на
инструменте – годом позже. Занятия актерским мастерством и пантомимой можно
предлагать детям с шести лет – при условии, что на первое место ставится
удовольствие от игры, а не классический репертуар. Театр может научить быть в
группе, установленные правила позволяют творить совместно и учат контролировать
себя.
7–8 лет
Лучший возраст для того, чтобы начать занятия спортом или танцами.
9–12 лет
Фотодело, видеостудии, компьютерная графика очень нравятся в этом возрасте. Как
зажатым, так и слишком эмоциональным подросткам помогут занятия театром и
пластикой: они научат выражать себя и находить контакт с собственным телом.
Считается, что
рисование полезно всем детям. Чем именно?
В возрасте трех–пяти лет это самый главный способ
самовыражения – ребенку просто не может быть неинтересно изображать.
Очень рекомендую купить рулон бумаги и повесить на свободное место (подойдут и
старые обои, на них можно рисовать с обратной стороны), положив рядом уголь или
карандаши. Именно рулон – его не жалко разматывать и отрывать куски. Вы же
будете видеть все, что происходит с вашим ребенком, в каком он настроении, о
чем думает, – это своего рода дневник. Кстати, взрослым такое рисование было бы
полезно в той же мере, что и детям. Большое пространство помогает ребенку – у
него не зажата рука, он рисует свободно, как дышит, и не заботится о том, чтобы
создать картину, которую родители потом должны повесить на стенку и
показывать друзьям и знакомым.
Почему некоторые дети
держатся очень зажато?
От рождения ребенок не зажат. Как говорил художник и писатель Николай Кузьмин,
«в начале было детство, когда каждый из нас был гениален». Изначально дети
осваивают мир, проводя линии, нанося краски, создавая пластические формы, и не
знают, что такое банальность. Зажимаются они потом, когда на них начинают
давить две «системы»: закомплексованные родители и детсадовские правила,
которые учат рисовать или лепить «похоже» и «как правильно». К концу начальной
школы у ребенка нередко «пропадает талант». Потому что школа зачастую не
развивает, а эксплуатирует его способности. Ребенок воспроизводит уже
отработанные им шаблоны и попадает в тупик. Другая помеха творчеству –
родительские амбиции. Если родители одержимы мыслью об успехе, требуют от сына
или дочери результата – быть лучше всех! – у ребенка может напрочь
атрофироваться желание рисовать, музицировать, сочинять...
Заметив у ребенка
явные способности, нужно ли его ориентировать, скажем, на карьеру артиста?
Не обязательно, но стоит сделать все, чтобы их развить. К примеру, интенсивное
развитие музыкального дара в детстве потом может помочь ребенку стать
прекрасным математиком или программистом – возможно, и программистские коды он
будет воспринимать свободнее – как ноты. Очень важно иметь хороших учителей и
чутких родителей, которые не задавят в ребенке творческие способности.
Освобождение творчеством
Некоторые родители считают, что занятия искусством не слишком важны, если ребенок не нацелен стать музыкантом или художником. Это не так: творчество в любом случае дает ребенку внутреннюю свободу и возможность сохранить себя как личность.
Это хорошо понимала австрийская художница и педагог Фридл Дикер-Брандейс (Friedl Dicker-Brandeis), которая занималась рисованием с детьми в чешском гетто Терезин во время Второй мировой войны. Дети создавали потрясающие по уровню свободы произведения. Благодаря творчеству детям удавалось освободиться – хотя бы на час – от гнетущей реальности. Часто дети должны были вообразить себе то, чего никогда не видели или видели, но забыли. На занятиях свободные темы чередовались с натюрмортами или копированием картин. Искусствотерапия, которой Фридл занималась с детьми в гетто, была направлена в первую очередь против страха, она исцеляла детей духовно, давала им ощущение свободы, приводила в порядок их чувства и мысли. Пять тысяч детских рисунков, конспект лекций Фридл для учителей и педагогов были найдены в домах и бараках Терезина после войны; сама она погибла в Освенциме в 1944 году. Ученики Фридл, пережившие ужасы Терезина и Освенцима, стали художниками, искусствоведами, детскими психологами, врачами… Ей они обязаны выбором профессии, на многое они до сих пор смотрят ее глазами.