Р
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более, чем любая другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка и характером его общения со взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение со взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения. Развитие речи на протяжении младенческого, раннего и дошкольного возраста делится на два периода: подготовительный (до полутора лет) и период оформления самостоятельной речи ребенка.
Рисунок — продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2–3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; "верность" рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности, концентрации внимания на конкретном виде деятельности.
Регрессия (Regression) — защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.
Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижения состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.
Релаксация — физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т. д., а также полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.
Рефлекс (от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный) — реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.
Рефлексия (от позднелат. refflexio — обращение назад, отражение) — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний: самопознание человеком своего духовного мира.
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — в физиологии: состояние мышц, характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим усилиям. В психологии: трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субъекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях.
Слова,начинающиеся с других букв, можно посмотреть в колонке справа.