О
Обобщение — форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности в сознании человека. Простейшие обобщение заключаются в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где четко дифференцируются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших фактором психического и социального развития ребенка. Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними
Объект (от лат. obficio — бросаю вперед, противопоставляю) — элемент действительности, на который направлена активность субъекта в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Обучаемость — индивидуальная способность, выражающаяся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения.
Обучение — процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности.
Одиночество — один из психогенных факторов, заключающийся в отсутствии физического (изоляция от других) или глубоко интимного, доверительного общения личности с другими людьми и вызывающий острые психические состояния (тревожность, напряженность, скука, опустошенность, депрессия и др.), резкую актуализацию потребности в общении, персонификацию предметов, психические расстройства (галлюцинации и т. д.).
Олигофрения — грубое недоразвитие абстрактно-логического мышления вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.
Онтогенез — развитие организма от стадии яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. Дизонтогенез — искажение развития.
Опрос — метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, применяемый в социальных, психологических и др. исследованиях. Методики О. можно свести к двум основным типам: анкетирование и интервьюирование
Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знании, навыков, умений.
Осязание — ощущения, возникающие при прикосновении различных тел к коже и слизистым оболочкам с помощью их рецепторов.
Ответственность — осуществляемый в различных формах внутренний или внешний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.
Отчуждение — в психологии: система отношений субъекта с окружающей действительностью, при которых результат жизнедеятельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их социальные носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его "Я", его взглядам, устремлениям.
Ощущения — это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям. Зрительные рецепторы, расположенные в глазу, реагируют насвет и цвет, слуховые — на звуки разной высоты, тактильные или осязательные отвечают за прикосновения к поверхности тела, вкусовые реагируют на кислое, сладкое, соленое и горькое, обонятельные — на молекулы летучих веществ, при этом мы ощущаем запах. Чувствительность рецепторов очень высока. Глаз человека реагирует даже на несколько фотонов световой энергии.