К
Капризы — лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.
Коллектив (от лат. collectifions — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Коллизия (от лат. collisio — столкновение) — столкновение, противоречие, расхождение интересов, взглядов, стремлений. Коллизия — разновидность психического конфликта.
Коммуникация (от лат. communico — связываю, общаюсь) — в психологии: — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Конгениальность (от лат. con — вместе, заодно, genius — дух) — сходство по духу, соответствие по дарованию, уму, таланту, образу мыслей.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.
Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.
Конформность (конформные реакции) — подверженность индивида групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии первоначально не разделявшейся им позиции большинства
Креативность (Creativity) — характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем
Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Это противоречие нередко приобретает острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.
Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание кризиса.
Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения, мерило) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.