Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным. (Груз.)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Стили воспитания

  

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

 

 

   Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие  - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

   Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

   Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

   Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

 

Остановимся подробнее на двух  особенно часто встречающихся типах воспитания:

авторитарный и демократический.

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к  детям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

 

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

 

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

 

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

 

   Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

 

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

 


 

 

 

 

 автор-  Анисимович О.В.    18.11.09


Мавлуда
2017-08-06 15:34:49
Спасибо за прекрасную статью Вы мне оказали помощь!

Хатя
2016-12-21 23:35:43
Спасибо!То что искала! Очень все коротко и понятно

Татьяна
2016-04-12 12:57:21
Искала описание стилей к анкете.Благодарю, понятно, четко, по существу.

daryna
2016-03-04 11:29:07
Спасибо.

Ольга Викторовна
2014-01-08 13:54:29
Марина,термин "гиперопека" чаще всего используется как обозначение одного из типов семейного воспитания.Подробнее можно посмотреть здесь http://www.r-vmeste.ru/library/Tipy-semejnogo-vospitaniya.html

Марина
2014-01-05 09:16:15
Ешё не упомянули о гиперопекающем стиле воспитания.А хотелось бы узнать научное объяснение такому явлению.

Виктория
2013-11-04 18:42:19
Очень хорошая статья.Материал изложен на отлично.

Марина
2013-02-05 18:37:17
Очень хорошая статья!Спасибо большое!

Лена
2012-09-04 16:20:46
статья хорошая, можно узнать литературу, которая была использована, особенно где: Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия...для курсовой работы нужно. заранее спасибо.

jenifer
2012-08-09 02:24:47
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. Демокрит

Виктория
2012-06-12 21:37:34
Хорошая статья,в особенности понравилось описание авторитарного стиля полностью с вами согласна)))

чинчи
2012-03-28 18:24:31
спасибо)))понравилась статья

Кира
2012-03-11 14:20:12
спасибо, материал облегченный, понятный=)


2011-09-16 09:19:51
я за демократию))

Доронин Артем
2011-06-03 08:24:35
Большое спасибо за статью!!!!!

Евгений.
2011-05-10 19:16:30
очень интересная статья есть много полезного.


2010-12-16 17:42:45
отличная статья.спасибо автору.


2010-04-07 15:39:36
очень хорошо благодарю

Имя:
Комментарий:








  • Внимание! Дисграфия!
  • Почему подростки курят
  • АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
  • Тревожные дети в школе и дома.
  • Как помочь ребенку включиться в учебу после летних каникул?
  • Неформальные молодежные движения.
  • ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания 1
  • Рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в семье.
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания. часть2
  • ДЕТСКАЯ АНОРЕКСИЯ
  • Подросток в доме: пособие по выживанию
  • Стили воспитания
  • Родитель, ребенок и оценка.
  • ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НАМ ГРУБЯТ ?
  • Почему они не любят школу?
  • Что скрывается под маской лени?
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 1й класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 2 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 3 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс
  • Мальчик и девочка: как воспитывать?
  • О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах
  • Родителям о формировании и коррекции вредных привычек.
  • Как помочь ребенку пережить горе?
  • Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе?
  • Одаренные дети
  • Аффект - что это такое?
  • Неврозы.Нужна ли помощь?






































  •