Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах

Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи.

Что такое «страх»?

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И)

   Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх». При этом в многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки:

- страх имеет аффективную природу;

- страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности;

 - страх относят к отрицательным состояниям;

- страх имеет защитный характер.

Школьные страхи

 

       Школьные страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой.

 Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.

     Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:

 1.страх оценки, отметки.

 2.страх наказания, замечания в дневник.

 3.страх ошибки.

 4.страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок;

 5.забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле);

 6. забыть, что задано;

 7.отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.

     Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:

   1.страх не успеть в школу,

   2.страх опоздать на урок;

   3.страх заболеть и не ходить в школу;

   4.опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);

   5.страх не успеть или забыть сделать домашнее задание;

   6.страх каникул;

   7.страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул;

   8. страх конца четверти,

   9.страх звонка на урок, звонка с урока.

 

Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:

    1.страх перерывов между уроками – перемен;

    2.остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым;

    3.страх быть на празднике;

    4.страх потеряться в школе;

    5.страх переходить из одного кабинета в другой и др.

 

     В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.

 

     В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:

     1.страх стоять у доски,

     2.страх не понять объяснение учителя,

     3.страх спорить,

     4.страх получить замечание,

     5.страх просьбы дать дневник,

     6.страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,

     7.страх плохой отметки,

     8.чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;

     9.страх, что учитель, родитель будет ругать,

     10.страх наказания; физического наказания,

     11.страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;

     12.страх вопросов учителя;

     13.чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;

     14.страх нового учителя,

     15.страх забыть, что задано;

     16.чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;

     17.страх непонимания учителя.

     В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.

     В шестых, страхи делят по происхождению:

  1. Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).
  2. Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;
  3. «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.
  4. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

     В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:

-   Возрастной (обычный, естественный страх).

 

-   Патологический.

Динамичность школьных страхов в начальной школе

 

   Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов.

   Этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании,так и в интенсивности школьных страхов:

     1«Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).

     2.Период адаптации (сентябрь-октябрь).

     3.Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).

     4.Становление учебной деятельности (окончание первого класса).

     5.  2-3 годы обучения.

     6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу).

 

Первый класс

 

При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки.  По данным различных авторов: Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи.

 

     Захаров А.И. на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.).

     В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.

    В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом.     Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов. 

     К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией

 

Второй, третий года обучения в школе

 

Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно. По данным нашего исследования, в выделенный период на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. Задача школьного психолога с помощью учителя, родителей своевременно выявить случаи возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости их коррекции.

 

Конец четвертого класса

 Появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов.

 

 

 

Автор Ольга Анисимович


Имя:
Комментарий:








  • Внимание! Дисграфия!
  • Почему подростки курят
  • АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
  • Тревожные дети в школе и дома.
  • Как помочь ребенку включиться в учебу после летних каникул?
  • Неформальные молодежные движения.
  • ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания 1
  • Рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в семье.
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания. часть2
  • ДЕТСКАЯ АНОРЕКСИЯ
  • Подросток в доме: пособие по выживанию
  • Стили воспитания
  • Родитель, ребенок и оценка.
  • ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НАМ ГРУБЯТ ?
  • Почему они не любят школу?
  • Что скрывается под маской лени?
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 1й класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 2 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 3 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс
  • Мальчик и девочка: как воспитывать?
  • О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах
  • Родителям о формировании и коррекции вредных привычек.
  • Как помочь ребенку пережить горе?
  • Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе?
  • Одаренные дети
  • Аффект - что это такое?
  • Неврозы.Нужна ли помощь?






































  •