О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах
Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи.
Что такое «страх»?
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И)
Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх». При этом в многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки:
- страх имеет аффективную природу;
- страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности;
- страх относят к отрицательным состояниям;
- страх имеет защитный характер.
Школьные страхи
Школьные страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой.
Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.
Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:
1.страх оценки, отметки.
2.страх наказания, замечания в дневник.
3.страх ошибки.
4.страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок;
5.забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле);
6. забыть, что задано;
7.отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.
Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:
1.страх не успеть в школу,
2.страх опоздать на урок;
3.страх заболеть и не ходить в школу;
4.опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);
5.страх не успеть или забыть сделать домашнее задание;
6.страх каникул;
7.страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул;
8. страх конца четверти,
9.страх звонка на урок, звонка с урока.
Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:
1.страх перерывов между уроками – перемен;
2.остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым;
3.страх быть на празднике;
4.страх потеряться в школе;
5.страх переходить из одного кабинета в другой и др.
В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.
В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:
1.страх стоять у доски,
2.страх не понять объяснение учителя,
3.страх спорить,
4.страх получить замечание,
5.страх просьбы дать дневник,
6.страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,
7.страх плохой отметки,
8.чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;
9.страх, что учитель, родитель будет ругать,
10.страх наказания; физического наказания,
11.страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;
12.страх вопросов учителя;
13.чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;
14.страх нового учителя,
15.страх забыть, что задано;
16.чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;
17.страх непонимания учителя.
В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.
В шестых, страхи делят по происхождению:
- Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).
- Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;
- «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.
- Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).
В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:
- Возрастной (обычный, естественный страх).
- Патологический.
Динамичность школьных страхов в начальной школе
Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов.
Этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании,так и в интенсивности школьных страхов:
1«Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).
2.Период адаптации (сентябрь-октябрь).
3.Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).
4.Становление учебной деятельности (окончание первого класса).
5. 2-3 годы обучения.
6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу).
Первый класс
При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки. По данным различных авторов: Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи.
Захаров А.И. на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.).
В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.
В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией
Второй, третий года обучения в школе
Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно. По данным нашего исследования, в выделенный период на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. Задача школьного психолога с помощью учителя, родителей своевременно выявить случаи возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости их коррекции.
Конец четвертого класса
Появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов.
Автор Ольга Анисимович