Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Почему они не любят школу?

   1 сентября – праздник для первоклассников. По крайней мере, в этом их убеждают родители и новые знакомые – учителя, белые банты девочек и отглаженные брючки мальчиков, пестрые букеты в сверкающей на солнце пленке или шелестящей фольге. Но листок календаря опадет, сентябрь сменится октябрем, цветы очень скоро завянут… А маленький школьник окажется в странной, непривычной, пугающей обстановке, среди незнакомых детей, под надзором строгого учителя, так не похожего на воспитателей из детского сада. Кого-то затянет водоворот новых впечатлений, а кто-то так и останется стоять на берегу, позволяя школьной жизни проходить мимо. Чем вызвана эта отрешенность, или, как ее обычно называют психологи, - школьная дезадаптация? 

     Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное.

    Для того, чтобы преодолеть барьер отчуждения, и школьнику, и его родителям придется потрудиться, ведь причины у школьной дезадаптации бывают самыми разными: от недоразумений до серьезных конфликтов.

   Ребенок не может наладить отношения с коллективом? Универсальных рецептов здесь нет. «Немодным» можно сменить гардероб, не успевшим попасть в ту или иную «группу заводил» - обзавестись экзотическим хобби. Застенчивого можно научить вести себя раскованно и свободно, если, конечно, эта наклонность не укоренилась слишком глубоко в психике ребенка – тогда без помощи специалиста не обойтись. Вам придется запастись терпением и научиться двум вещам: задавать правильные вопросы и внимательно слушать. Возможно, внимание, которым обделен ваш ребенок – это в первую очередь ваше внимание.

   Отдельно следует выделить детей, которые не испытывают трудностей ни с общением, ни с учебой, но учиться не хотят. Зачем? Есть перемены, где можно болтать с друзьями, есть школьный двор с турниками и качелями, а дома ждет обед и любимые мультики, а может, и компьютерная игра. Они не страдают от дезадаптации как таковой. Их проблема – отсутствие мотивации к учебе. Откуда берется эта проблема? К сожалению, чаще всего – из зеркала. Да-да, загляните туда, и вы увидите человека, ответственного за нежелание маленького школьника учиться. Что вы сделали для того, чтобы объяснить ребенку, зачем ему нужно учиться? Если от вас он слышал только реплики вроде «Вот пойдешь в школу, там тебя научат слушаться старших!» - скорее всего, он и не знает, зачем каждый день ходит в кирпичное здание, битком набитое разновозрастными детьми. Объяснить, подтолкнуть, раздуть в ребенке искру любопытства и тяги к знаниям никогда не поздно, для этого нужно только ваше желание и время.

   Самая неприятная причина для школьной дезадаптации – конфликт с учителем. Иногда этот конфликт возникает подспудно, из-за неспособности ребенка идентифицировать еще одного взрослого, обозначить для него место в своей жизни. Ведь не секрет, что учитель в младшей школе видит вашего ребенка не реже – если не чаще – чем вы сами. Не путайте своего ребенка! Никогда не пытайтесь ему внушить, что учитель – это «третий родитель», говоря, что его нужно слушаться «как маму» или «как папу». Ребенок воспринимает родителей не только как сильных взрослых, но и как любимых и близких людей. В вашей семье не место посторонним. Иначе через несколько лет вы столкнетесь с неожиданным «А Марья Ивановна сказала так!». Учитель – важная роль в жизни ребенка, но ему нужно дать понять, что у него есть семья и дом, где его любят не за отметки, а просто за то, какой он есть. Ребенку важно чувствовать вашу поддержку особенно тогда, когда у него что-то не получается, ведь это так естественно – искать поддержку в семье! Всегда говорите «мы найдем способ, как подтянуть математику», и никогда – «ты двоечник, ты ничего не понимаешь».

    Конечно, всегда может случиться так, что отношения в классе действительно напряжены настолько, что легче попробовать счастья в другом месте, чем «переломать» отношение сплоченной «стаи». И случаи предвзятого отношения к ребенку со стороны учителя редки, но возможны. Главное – вовремя распознать причины «школьной апатии» ребенка. Для этого вам нужно запастись терпением и пониманием. Не такая уж высокая цена за счастливые школьные годы вашего ребенка!

 

Автор статьи: Яна Хмелевская источник: Журнал «Школьный психолог»


Ольга Викторовна Анисимович
2011-02-21 10:29:35
Прежде всего уточню,что в данной статье речь идет не о подростках,а об учениках начальных классов,где прогулы,отказ посещать уроки скорее исключения,чем частые случаи. Вопросы половой идентификации - обемная тема,и это также другая история. К сведению,половая идентификация формируется в семье (обсудим полные и неполные семьи? исторически сложившуюся роль матеи как первого и главного в жизни учителя,наставника, а отец занимает в лучшем случае рекомендательную позицию,в худшем -карательную)И где же у нас в обществе "среда обитания мужчин" (как будто они обитают отдельно от женщин)??? Если Вы имеете в виду компании,секты,неформальные движения,то там есть и женщины. А вот посещение спортивных секций,кружков с тренерами-мужчинами приветствуются ( и не только для мальчиков,но и для девочек) В орне несогласна с высказыванием "остаются в школе примерные и инфантильные девочки и феминизированные мальчики". Вы,видимо,далеки от школы и того,что происходит в ее стенах. Остаются в старших классах те,кто хочет получить образование и продолжить учиться,получить высшее образование. Как правило,это сложившиеся, самостоятельные личности. А государственная проблема - вопрос достойной оплаты труда учителя (тогда и учителей-мужчин будет гораздо больше).Но это уже совсем другая тема....

oikos
2011-02-21 07:05:10
А что ж не пишете про подростковое нежелание идти в школу? Я бы даже сказал не нежелание, а плановую государственную программу вывода подростков из школы. Это же просто, понятно и гармонично. Созревающий подросток в период половой идентификации ищет же "среду обитания" мужчин. А это точно не школа, в которой работает 0-25% мужчин от общего количества учителей. Вот он и уходит... Потом и часть девочек за ними оттягиваются. Против природы не попрёшь. И остаются в школе примерные и инфантильные девочки и феминизированные мальчики. А как вы понимаете вопрос учителей-мужчин это не частная, а государственная проблема. Значит, кому-то это ВЫГОДНО (наша необразованность)!

Имя:
Комментарий:








  • Внимание! Дисграфия!
  • Почему подростки курят
  • АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
  • Тревожные дети в школе и дома.
  • Как помочь ребенку включиться в учебу после летних каникул?
  • Неформальные молодежные движения.
  • ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания 1
  • Рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в семье.
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания. часть2
  • ДЕТСКАЯ АНОРЕКСИЯ
  • Подросток в доме: пособие по выживанию
  • Стили воспитания
  • Родитель, ребенок и оценка.
  • ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НАМ ГРУБЯТ ?
  • Почему они не любят школу?
  • Что скрывается под маской лени?
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 1й класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 2 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 3 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс
  • Мальчик и девочка: как воспитывать?
  • О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах
  • Родителям о формировании и коррекции вредных привычек.
  • Как помочь ребенку пережить горе?
  • Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе?
  • Одаренные дети
  • Аффект - что это такое?
  • Неврозы.Нужна ли помощь?






































  •