У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж.Руссо)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Мальчик и девочка: как воспитывать?

     При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различия в характере их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу. Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики более шумливы, зато «трудные» девочки более «трудны».

     Девочки более, чем мальчики, склонны апеллировать к старшим в случае каких-либо конфликтов или затруднений. Мальчики жалуются реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли защитников или участников междоусобиц.

      Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек, поэтому у них больше и словарный запас. В речи мальчиков преобладают слова, предающие действия (глаголы и междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения).

     Мальчики более подвижны и непоседливы, в младших классах смелее ведут себя на уроках. Они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться в ответе; девочки же поднимают ее реже, хотя и отвечают правильно, то есть знают не хуже.

    Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наиболее любимы у них русский и иностранные языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, они более терпеливы, аккуратны, добросовестны. Когда они не уверены в том, что следует делать, они чаще ждут разъяснений учителя, тогда как мальчики предлагают ему собственные варианты решения.

    Девочки лучше пишут сочинения, так как обладают лучшей связностью изложения. Понимают они столь же хорошо, как и мальчики, но лучше удерживают в памяти заученное; в математике они обычно заметно уступают. При решении задачи они интересуются больше конкретным приложением, тогда как для мальчиков задача может интересной независимо от конкретного приложения, как упражнение для ума.

     При рассказах девочки более склонны к уклонениям и подробностям, чем мальчики, которые излагают содержание менее описательно и подробно и более сжато, более строго придерживаясь основы рассказа. В сравнении с мальчиками девочки о людях говорят чаще, чем о предметах.

Интересы и склонности мальчиков, подростков, юношей часто направлены на предметы и явления, порою далекие от того, что непосредственно связаны с их обязанностями. Если в центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия – взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени «отдаленные» вещи и явления.

     Заметны различия в восприятии времени и пространства. Девочку больше привлекает то, что расположено рядом: дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться. Мальчика, подростка, юношу вещи и люди могут привлечь независимо от близости или удаленности. В новой, незнакомой обстановке мальчики держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите узнать, как пройти или проехать куда-либо, спрашивайте у мальчиков: их объяснения всегда более полезны и толковы.

     Особенности психологии мальчиков определяют заметные различия их поведения в сравнении с поведением сверстниц. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении дисциплины на уроках, в более шумном поведении на переменах. Отрицательное отношение к учению, неорганизованность, бессистемность и недисциплинированность являются причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек. Не случайно, что в среднем среди неуспевающих преобладают мальчики.

     У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении – от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.

     Следует учитывать, что из-за того, что половое созревание у мальчиков начинается позднее, чем у девочек, ухудшение успеваемости приходится на разные классы: у девочек – на 4-5 классы, у мальчиков – на более трудный 6 класс. Это является дополнительной причиной сложностей, связанных с обучением мальчиков.

     Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем в два раза меньше близких друзей своего пола, чем мальчики. Если юноши в общении ориентированы, преимущественно, на сверстниц, тот большинство девушек – на более старших представителей мужского пола.

     Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать  именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.

     С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых.

      «Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, - писал В.А.Сухомлинский, - долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утверждать сознание долга, ответственности и достоинства, значит, воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа.

 

В заключение несколько советов, которые, возможно пригодятся в практике вашего семейного воспитания.

·         Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.

·         Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Поэтому, в случае предъявление ему претензий, ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу. Объясните сыну очень коротко и очень конкретно, чем вы недовольны.

·         Игры девочек часто основываются на ближнем зрении, они чаще играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, взбираются на шкафы. Учитывайте эту потребность мальчиков.

·         В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя, тренер и др.)

·         Мальчики ( на уроке или в учебной деятельности дома) не могут набрать оптимальный уровень работоспособности также быстро, как девочки. Эту особенность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!

·         Если в семье верующий отец, то дети в 80% случаев станут верующими, а если мать, то лишь в 3%. Влияние отца на ребенка сильнее. Помните об этом!

·         Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки и погрешности в прошлом, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.

·         Материнское и отцовское воздействие на детей отличается. «Материнское означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское означает:  я принимаю тебя за то, каков ты» (С. Соловейчик).

 

 

Материал подготовила психолог МОАУ Гимназии №8 г.Сочи                          Е.А. Красулина


Светлана
2012-05-29 23:53:01
а как быть если отец находится в экономической зависимости и все реальные действия по жизнеобеспечению несет мать, как в этом случае воспитывать мальчика?

Ольга
2011-09-09 21:05:02
Очень содержательная и позновательная статья!

Имя:
Комментарий:








  • Внимание! Дисграфия!
  • Почему подростки курят
  • АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
  • Тревожные дети в школе и дома.
  • Как помочь ребенку включиться в учебу после летних каникул?
  • Неформальные молодежные движения.
  • ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания 1
  • Рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в семье.
  • Помогаем школьнику готовить домашние задания. часть2
  • ДЕТСКАЯ АНОРЕКСИЯ
  • Подросток в доме: пособие по выживанию
  • Стили воспитания
  • Родитель, ребенок и оценка.
  • ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НАМ ГРУБЯТ ?
  • Почему они не любят школу?
  • Что скрывается под маской лени?
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 1й класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 2 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 3 класс
  • Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс
  • Мальчик и девочка: как воспитывать?
  • О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах
  • Родителям о формировании и коррекции вредных привычек.
  • Как помочь ребенку пережить горе?
  • Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе?
  • Одаренные дети
  • Аффект - что это такое?
  • Неврозы.Нужна ли помощь?






































  •