Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Р.Тагор)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Кризис первого года жизни.

Кризис первого года жизни.

Отрывок из книги Аллы Баркан "Мир глазами младенца, младенец глазами психолога» изд. «Дрофа Плюс», Москва, 2003г

    Ребенку исполнился год, он переполнен пугающей Вас самостоятельностью, она проявляется в предметных действиях ребенка, в овладении им речью и ходьбой. Настаивая на своем и игнорируя Ваши просьбы, а тем более приказы, малыш показывает, что у него уже имеются СВОИ желания, отличные от Ваших, не понимая, что нередко они превышают возможности, доступные ему.

И, не догадываясь о последствиях всех действий, творимых им теперь без передышки с утра до ночи, днями напролет, пытается объять необъятное и выполнить невыполнимое, при этом обижаясь на запреты, впадая от них в ярость или в гнев, выплескивая свой негативизм слезами, даже бурными истериками, утверждая свое «Я». Не обижайтесь не него за это. Малыш не делает Вам ничего назло. Он просто еще мыслит по-другому, не так, как мыслит взрослый человек. И, познавая мир, не переносит, когда Вы вдруг мешаете ему, сопротивляясь Вам, как только может, показывая свою «власть» над Вами, качая отрицательно головкой, твердя бесконечное «нет, нет, нет» даже тогда, когда мечтает сделать это, идя наперекор своим желаниям, лишь бы все было наоборот тому, чего Вы хотите. И это не обычное упрямство - лишь только личность может сказать «нет». И хотя накал отрицания и негативизма еще не столь силен, как при кризисе 3х лет, а тем более подросткового возраста, тем не менее это переходный момент в жизни ребенка и настоящий кризис развития.
Помогите себе и ребенку.
Чтобы выстоять, выдержать, победить... перемените до основания прежнюю тактику общения с собственным ребенком и измените его стереотип.
• Запаситесь терпением, отвлекайте ребенка, переключайте его внимание на новые интересные дела.
• Будьте изобретательны.
• Поощряйте его пробу сил и возможностей, но в разумных пределах.
• Определите границы самостоятельности малыша, а не воюйте с ним, лишая ребенка уверенности в себе.
• Необходимо, чтобы самостоятельность ребенка стимулировала его в познании окружающего мира, а не являлась причиной травм и разочарований.
• Запомните, что любопытство ненаказуемо, а любознательность тем более.
• Создайте ребенку безопасное пространство, где он мог бы легко экспериментировать.
• Не раздражайтесь, когда Ваш малыш переполненный аффективными реакциями, кричит, плачет, протестуя словом «нет».
• Не подражайте ребенку, захлебываясь, как и он, негативизмом. Не атакуйте его бесконечными «нельзя», «не надо», «нет». Приказы и запреты лишь подстрекают малыша, чтобы он делал все наоборот. Запреты уместны лишь тогда, когда действия ребенка угрожают его здоровью или здоровью окружающих людей. Однако, что-то запрещая малышу, не забывайте объяснить ему, в связи с чем, почему Вы это запретили, доступно и ясно, понятными словами, чтобы он понял все, что Вы говорите. Забудьте про нотации.
• Не опекайте своего ребенка без конца и без меры.

статья подготовлена Ольгой Анисимович

 

 


Имя:
Комментарий: