Одиннадцатый месяц жизни ребенка
К этому времени малыш уже умеет:
- Произносить первые, облегченные, слова ( «би-би», «ам-ам»), но в одно слово вкладывает смысл целого предложения
- Понимать разговор взрослых о нем и реагировать на похвалу или порицание мимикой, жестами.
- Использовать слова «нет», «да» и понимает их смысл
- Выполнять просьбы родителей : возьми, дай, принеси ,покажи мне…
- Повторять одни и те же действия много-много раз
- Добиваться улыбки родителей проделками
- Играть с игрушками, разными предметами ( но любимые игры – со взрослыми – «ку-ку», «прятки», «догонялки», «сорока»,т.д.)
- Начинать понимать различия предметов
- Вставать самостоятельно
- Хорошо стоять, придерживаясь, за опору, есть попытки стоять самостоятельно
- Ходить, держась за опору, теперь уже не обязательно руку взрослого.
- Проявлять находчивость и смекалку ( перевернет коробку, чтобы достать со дна игрушку, а не будет выкладывать по одной, например)
Рекомендации для родителей
· Продолжайте осуществлять холдинг (см. 1-2 месяц жизни)
· В присутствии малыша следите за своей речью, за тем, что и с какой интонацией Вы говорите – он реагирует уже не только на эмоциональную окраску, но и на смысл слов, поэтому чаще хвалите малыша, говорите о нем только хорошее.
· Помогайте малышу искать потерявшийся предмет, объясняйте непонятные ему действия и предметы
· Играйте в речевые игры ( см.пальчиковые игры, звукоподражания)
· Поощряйте в выполнении доступных просьб ( покажи, где окно, дай мячик, т.д.)
· В жизни малыша должны преобладать положительные эмоции – это залог не только успешного психического, но и физического развития
· Малыш еще не понимает смыла слова «нельзя» и не может отреагировать на него так, как Вы хотите.
· Не ругает ребенка за то, что он все роняет и бросает – это важный опыт, а не издевательство над уставшей мамой.
· Поощряйте двигательную активность малыша, его желание ходить самому.
· Уже можно «выходить в свет», общаться с малышами такого же возраста (пока это наблюдения со стороны или отнимание лопатки ,но это тоже ОБЩЕНИЕ). Важно, чтобы Ваш малыш не боялся других детей.
· Читайте сказки и стихи ,вместе смотрите и обсуждайте картинки в книжках.
· Можно попробовать ставить аудиозаписи детских мелодий, песенок, сказок.
· Рисуем вместе красками, карандашами, фломастерами – малышу очень нравится яркий след на бумаге, но пока он не понимает границ листа, поэтому нужна Ваша помощь. Старайтесь не водить ручкой ребенка, а показывать на своем листе, как можно рисовать кружок, волну, домик, елочку.
· Помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим и не сравнивайте своего малыша с соседским, но есть и примерные возрастные нормы, которые помогут вовремя заметить проблемы в развитии – например, если малыш не проявляет интереса к новой игрушке, не тянется на руки к маме, не хочет вставать самостоятельно на ноги в данном возрасте это м.б. «тревожными звоночками», о которых обязательно нужно сообщить лечащему врачу или детскому психологу.