Память в младшем школьном возрасте.
Память разделяется на 3 типа:
наглядно-образная - помогает запоминать лица, звуки, цвета;
словесно-логическая – запоминаются формулы, правила, схемы, термины;
эмоциональная – сохраняются пережитые чувства.
Память делится на два вида в зависимости от длительности хранения полученной информации:
кратковременная ( запоминается быстро, но не надолго),
долговременная ( большие усилия при запоминании ,но информация сохраняется надолго)
Кроме того, есть память: механическая и смысловая, слуховая, зрительная, двигательная, произвольная и непроизвольная, эмоциональная, осязательная, т.д. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти, также у каждого человека развитие памяти зависит от его индивидуальных особенностей: у кого-то лучше развита слуховая память, у кого-то – зрительная, т.д.
Лучше развита наглядно-образная память, смысловая только начинает активно развиваться; ребенок лучше запоминает конкретные предметы, лица, факты. При обучении дается много наглядного материала, что развивает наглядную, образную память. Необходимо развивать и логическую память.
Младший школьник не умеет еще правильно организовать процесс запоминания – разбить материал на подгруппы, схемы. Велика потребность в дословном запоминании.
Еще недостаточно развит самоконтроль. Первоклассник проверяет себя с внешней, количественной стороны ( задали прочесть два раза), не задумываясь о том, сможет ли воспроизвести текст.
Что поможет лучше запомнить?
1. многократное прочитывание материала,
2. чередование чтения и пересказа
3. использование наглядного материала
4. большое количество повторений ведет к потере интереса у ребенка и ухудшению запоминания
5. повторения д.б. разнообразными
6. дети лучше запоминают в процессе игры или трудовой деятельности
7. для лучшего запоминания можно использовать элемент соревнования, оценку, поощрение.
8. если ребенок понимает, что учит и зачем, он запомнит скорее, т.е. «зазубривание» неуместно.
Часто плохое запоминание зависит не от уровня развития памяти, а от низкого уровня развития внимания.
Необходимо выяснить, какой вид памяти у ребенка «наиболее силен» и использовать именно его при выполнении домашних заданий ( слуховая, двигательная или зрительная). Например, ребенок, у которого лучше развита слуховая память легко запомнит текст, если будет слушать, как читает другой. Зрительная память предполагает для лучшего запоминания наглядный материал. Если же ведущая – двигательная память, то ребенку необходимо в процессе запоминания шевелить губами, проговаривая текст, чертить в воздухе фигуры. Кстати, не стоит увлекаться механическим запоминанием путем многократного повторения ( зазубривания) материала – детям это дается с особым трудом.
автор - Анисимович О.В. 11.09.09г.