Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.(Эзоп)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Начало обучения в школе: адаптация и кризис 7и лет

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие детские возрастные кризисы:

кризис новорожденности ( 1год жизни)

кризис 3-х лет- переход от младенчества к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

    Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка ( кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4х лет или в 3,6; кризис 7и леи может начаться в 6,если ребенок в этом возрасте идет в школу) На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим( игра, которая является  основным видом деятельности в дошкольном в-те, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет)

 Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт ( упрямство, конфликтность, негативизм, тд.),которые могут закрепиться  при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых ( родителей, педагогов).

Поговорим о кризисе 7 лет.

Ребенок прощается с детским садом ( если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом»,

потому что становится взрослым! Однако. Чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе.  В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть»,чтобы успешно преодолеть кризис 7 лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами. Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

   1. Умственная, интеллектуальная  готовность.

К 6и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний ,игры и развлечения уходят на 2й план, усиливается любознательность(ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские) Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.

    2. Эмоционально-социальная ( личностная ) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готов к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости ( произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое  значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной ( тетради,

учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей ( т.н. «школьная мотивация»)

        Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и

центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

         Если уровень школьной зрелости высок, кризис 7 лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко,  его признаки быстро ( в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия надолго.

      Признаки кризиса:

  • Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или ,наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность( ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка (см. статью «Самооценка»).

Возможные неблагоприятные  последствия:

  • Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

     Главный совет – будьте  внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте»

к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

     Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

     Залог успеха – доброжелательные и открытые  отношения в семье.

     Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

      Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

      Создайте условия для развития интеллекта ( игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи ( чтение сказок, стихов, беседы).

       Поощряйте общение со сверстниками.

       Учите ребенка управлять эмоциями(на примере своего поведения; есть спец. игры и упражнения)

       Следите за состоянием здоровья ( Больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими)

       Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит ( с положительной окраской), какие м. быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.

       Реально оцените возможности ребенка ( при среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности  не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции ( повремените пол года).

статья подготовлена О.В. Анисимович      15.05.10


Имя:
Комментарий:








  • Выбор школы
  • ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ
  • Играйте с ребенком
  • Памятка родителям первоклассников
  • Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?
  • Можно ли наказывать? Как и за что?
  • Если в семье несколько детей
  • Ребенок обманывает, что делать?
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
  • 1й класс. Адаптация к школе
  • АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ часть2
  • Обучение письму, чтению, счету дома.
  • Отсутстие интереса к чтению
  • Память в младшем школьном возрасте.
  • ДИСЦИПЛИНА С ЛЮБОВЬЮ
  • Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
  • Почему ученикам 1-го класса нельзя задавать домашние задания?
  • Левша -человек загадка?
  • Одаренность
  • Начало обучения в школе: адаптация и кризис 7и лет
  • Почему дети обманывают?
  • Карманные деньги: десять правил для родителей
  • У ребенка ТИК ?!
  • Радуга детского настроения
  • Наука побеждать. Как научить ребенка побеждать и проигрывать достойно?
  • Осторожно! Послушный ребенок!
  • Что скрывается под маской лени?






































  •