Начало обучения в школе: адаптация и кризис 7и лет
Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие детские возрастные кризисы:
кризис новорожденности ( 1год жизни)
кризис 3-х лет- переход от младенчества к дошкольному возрасту;
кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка ( кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4х лет или в 3,6; кризис 7и леи может начаться в 6,если ребенок в этом возрасте идет в школу) На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим( игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном в-те, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет)
Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт ( упрямство, конфликтность, негативизм, тд.),которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых ( родителей, педагогов).
Поговорим о кризисе 7 лет.
Ребенок прощается с детским садом ( если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом»,
потому что становится взрослым! Однако. Чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть»,чтобы успешно преодолеть кризис 7 лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами. Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний ,игры и развлечения уходят на 2й план, усиливается любознательность(ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские) Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.
2. Эмоционально-социальная ( личностная ) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готов к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости ( произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной ( тетради,
учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей ( т.н. «школьная мотивация»)
Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и
центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис 7 лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро ( в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия надолго.
Признаки кризиса:
- Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или ,наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность( ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка (см. статью «Самооценка»).
Возможные неблагоприятные последствия:
- Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям
Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте»
к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.
Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
Создайте условия для развития интеллекта ( игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи ( чтение сказок, стихов, беседы).
Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями(на примере своего поведения; есть спец. игры и упражнения)
Следите за состоянием здоровья ( Больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими)
Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит ( с положительной окраской), какие м. быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.
Реально оцените возможности ребенка ( при среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции ( повремените пол года).
статья подготовлена О.В. Анисимович 15.05.10