Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П.Буаст)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Левша -человек загадка?

                   «Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.»

 

    Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой -  правое. Ученые выделили степень доминирования: сильно выраженное ( «стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженное ( м.б. 1-2 признака «левшества» - ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая). Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами – амбидекстры.  Таких людей немного, но по исследованиям ученых,  их количество постоянно растет. 

        Если человек – «стопроцентный» правша, у него наблюдаются такие признаки :

·        Пишет и выполняет большинство  действий, особенно сложных, правой рукой

·        Трубку телефона прикладывает к правому уху

·        Ведущие глаз, ухо – правые

·        Ведущая нога тоже правая ( она толчковая, с нее человек начинает идти)

    Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют «скрытыми левшами».

   Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей  несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

     Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

     У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами.  Считается, что до года  закладывается основа развития мозга , а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша – ведущая.

   Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей

    ( хотя они полностью не доказаны и спорны):

·        Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов , среди которых  малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды , применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного, т.д.)

·        Особенности воспитания ( когда взрослые перекладывают ложку в «правильную» руку, наказывают за проявления леворукости)

·        Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество/ правшество пока не найдено. И на вопрос «Откуда берутся левши?» нет точного ответа.

  

                       За что «отвечают» полушария?

     Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь ( примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно ( т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах . Отвечает за эмоции, интуитивные способности, «помогает» понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции ( ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

    Любая деятельность «делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. 

 

Какие проблемы возникают  у детей – левшей и амбидекстров ( оба полушария работают одинаково).

        Обучение письму,  грамоте  рассчитано на праворуких детей, жесткие требования ( класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают  грамматические ошибки.

   Часто дети в начале освоения навыков  письма изображают буквы, цифры зеркально ( «Е» и «З», «6» и «9», т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность» не стоит.

   Обычно дети-левши хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и ( у каждого индивидуально) возникают проблемы.

   Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

    Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом  особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

 

 

статья подготовлена Анисимович О.В.        26.11.09


Татьяна
2017-08-13 19:55:57
И таки да!Я все перекручиваю,как мне удобно.Многие не знают особенности левшей и не хотя ранят своими репликами.

Олеся
2014-12-07 10:41:31
В моем случае были проблемы с зеркальным изображением букв и цифр из-за этого получала плохие оценки. Заговорила в 10 месяцев единственная в группе говорила сложными оформленный предложениями. Зато в музыкальной школе без усилий занимала призовые места на конкурсах.

Виктория
2013-09-07 22:46:48
Весь материал учебный я всегда нормально отлично понимала! Ни чем не хуже правши, правда только в задержке речи.

Иван
2013-02-24 12:36:41
левша все делает от сердца

Татьяна
2012-04-28 18:17:22
Могут воспринять материал любого уровня сложности при условии его образной подачи-запомните это, учителя! Мы живем не только в причинно-следственном мире првшей , но и в творческих реалиях левшей!

Евгений
2011-06-13 12:00:33
Спасибо за статью.Я думаю,что я амбидекстр.Ем держа ложку то в правой,то в левой руке. Пишу и левой и правой.Хорошо пишу зеркально левой рукой,хотя учась в школе писал правой,но в 27 заметил,что у меня и левая рука на многое способна.Ягоды же и фрукуы собираю с детства только левой рукой и траву на даче полю тоже левой рукой.А когда проходил тест на каком-то сайте по определению рукости, визуализируя вращение фигурки,то она вращалась то вправо,то влево.Что видимо свидетельствует об амбидекстрии.

Ольга Викторовна Анисимович
2010-09-17 17:41:51
Наталья, левшам часто необходымо больше наглядности,они лучше усваивают материал наглядный,подкрепленный яркими примерами,охотнее выполняют творческие задания,необходимо больше времени на осознание, "переваривании" материала, им сложно выполнять четкие инструкции,указания, соблюдать дисциплину. Как уже написано выше - каждый ребенок индивидуален и каждый случай нужно рассматривать отдельно. Сейчас,когда учителя научились работать с левшами,когда нет жестких ограничений в письме,поведении - многие левши не отстают,а в чем-то и опережают правшей. Ведь когда в жизни ребенка нет насилия ( "не держи ручку этой рукой,а то я ее привяжу к стулу"),его принимают таким ,какой есть,не пытаясь "подстроить" под других - психика не страдает, и ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными данными,заложенными природой родителями.

Наталья
2010-09-17 14:12:19
Очень интересна последняя фраза :"несколько по-другому усваивают учебный материал". Это как?

Имя:
Комментарий:








  • Выбор школы
  • ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ
  • Играйте с ребенком
  • Памятка родителям первоклассников
  • Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?
  • Можно ли наказывать? Как и за что?
  • Если в семье несколько детей
  • Ребенок обманывает, что делать?
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
  • 1й класс. Адаптация к школе
  • АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ часть2
  • Обучение письму, чтению, счету дома.
  • Отсутстие интереса к чтению
  • Память в младшем школьном возрасте.
  • ДИСЦИПЛИНА С ЛЮБОВЬЮ
  • Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
  • Почему ученикам 1-го класса нельзя задавать домашние задания?
  • Левша -человек загадка?
  • Одаренность
  • Начало обучения в школе: адаптация и кризис 7и лет
  • Почему дети обманывают?
  • Карманные деньги: десять правил для родителей
  • У ребенка ТИК ?!
  • Радуга детского настроения
  • Наука побеждать. Как научить ребенка побеждать и проигрывать достойно?
  • Осторожно! Послушный ребенок!
  • Что скрывается под маской лени?






































  •