Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла. (Л.А.Сенека)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Особенности внимания детей младшего школьного возраста.

   Ученые выделяют  три вида внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное,  шумное, отличающееся от привычного.

Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе,  формируется к 6-7 годам.

Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение ( человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован).

     У внимания есть свойства :

·  Объем ( сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);

·   Устойчивость ( способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);

·   Переключение ( сознательный переход от одного объекта к другому);

·   Распределение ( умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)

Внимание в младшем  школьном возрасте

  Как и дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое.

 Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения ( желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.) Происходит интенсивное изменение свойств внимания: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. Развивая различные свойства внимания можно помочь ребенку успешно учиться в школе, осваивать информацию.

    При овладении математикой  ведущая роль у объема внимания; успешность усвоения русского языка связан с точностью распределения, обучение чтению – с устойчивостью внимания.

    Если у ребенка нет неврологический проблем, произвольность, устойчивость внимания можно развивать с помощью различных игр.

 

    Игры и упражнения для развития внимания

 

Корректурная проба

Упражнение развивает внимание, умение концентрироваться, развитие самоконтроля.

 

Может проводиться как  на специальных бланках, так и с помощью обычного текста в детской книге (с крупным шрифтом). Отсчитывает 530знаков (буквы без запятых, точек, тире) – это объем задания на 1 раз. Инструкция: « В течении 7 минут ты будешь просматривать (не читать) буквы и находить А и В (можно давать любые буквы, которые есть в тексте, начинать с двух, в начальной школе можно постепенно усложнить задание до 4х букв), найдя нужную букву, нужно ее перечеркнуть, вот так (показываем), нужно найти и вычеркнуть все эти буквы в тексте». Ребенок в течении 7и минут ищет и вычеркивает буквы, важно ему не помогать, следить, чтобы он просматривать буквы по строчкам.  Далее взрослый вместе с ребенком проверяет выполненное – пропущенные, не зачеркнутые или неверно вычеркнутые буквы считаются ошибкой. Для ребенка 7-8 лет норма – успеть просмотреть не менее 400 знаков и допустить до 10 ошибок. Это упражнение хорошо тренирует произвольность, устойчивость внимания, умение концентрироваться. НО эффект будет достигнут лишь при регулярном (примерно 7-10 мин. в день) использовании данной методики.

Можно постепенно усложнять задание, увеличивая количество вычеркиваемых букв до 4х-5и.

 

Сравни картинки

 

Подобные игры часто встречаются в детских книгах, журналах. Цель игры – заметить различия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.

 

 «Лабиринт»

Такие игры есть во многих развивающих книгах для детей, в компьютерных  развивающих играх, важно играть в них регулярно. Цель – провести героя через лабиринт. Развивается мышление, логика, умение концентрироваться.

 

«Отгадай, о чем говорю»

Ведущий описывает предмет, находящийся в помещении, ребенку нужно угадать, о чем рассказ. Например: «Это мебель, зеленого цвета, мягкая, на нее можно сесть… (диван)», «Это игрушка, с нею можно играть в дочки-матери, ее катают, можно положить внутрь куклу…(кукольная коляска)». Чем старше ребенок, тем сложнее д.б. описание, меньше прямых признаков. Также можно предложить ребенку быть ведущим, чтобы он загадывал предмет и описывал его.

 

«Печатаем слова» ( для группы детей)

Игра развивает произвольное внимание, закрепляет навыки чтения.

 

 Каждому ребенку присваивается буква алфавита ( выдаются листочки с буквой). Ведущий произносит слово и пишет его крупными буквами на листе бумаги. Затем дети «печатают» слово – хлопают в ладоши по- очереди в  той последовательности, в которой стоят буквы. Затем дети, у которых есть нужные буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой стоят буквы в слове. Можно «печатать» хлопками такие слова, как: дом,папа,бык, чаша, рама, вода и т.д.

 

«Слушай и исполняй»

Игра развивает и внимание, и память.

 

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Можно повторить задание 2 раза. Затем дети выполняют действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. Например: Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, присесть на корточки.

 

«Запретный номер» (для группы детей)

Игра развивает самоконтроль, самодисциплину.

 

Выбирается определенная цифра, которая будет «запретной» - ее нельзя говорить вслух. Дети, встав в круг, начинают по–очереди считать: 1,2,3, когда счет доходит до «запретной» цифры, ребенок должен не называть ее ,а хлопнуть в ладоши.

 

«Охотники»

Игра развивает внимание,умение концентрироваться.

 

Взрослый предлагает ребенку представить, что тот - охотник, который очень внимателен и все вокруг слышит. Нужно молча слушать, что происходит за пределами комнаты (на улице, в коридоре, т.д.) Затем ребенок рассказывает, что ему удалось услышать. Если попрсить ребенка посидеть и прислушиваться с закрытыми глазами, взрослый может специально создавать какие-то звуки (открыть/закрыть дверь, хлопнуть в ладоши, позвонить колокольчиком, т.д.)

 

Автор -  Ольга Викторвона Анисимович                   17.10.09


Имя:
Комментарий:








  • Выбор школы
  • ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ
  • Играйте с ребенком
  • Памятка родителям первоклассников
  • Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?
  • Можно ли наказывать? Как и за что?
  • Если в семье несколько детей
  • Ребенок обманывает, что делать?
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
  • 1й класс. Адаптация к школе
  • АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ часть2
  • Обучение письму, чтению, счету дома.
  • Отсутстие интереса к чтению
  • Память в младшем школьном возрасте.
  • ДИСЦИПЛИНА С ЛЮБОВЬЮ
  • Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
  • Почему ученикам 1-го класса нельзя задавать домашние задания?
  • Левша -человек загадка?
  • Одаренность
  • Начало обучения в школе: адаптация и кризис 7и лет
  • Почему дети обманывают?
  • Карманные деньги: десять правил для родителей
  • У ребенка ТИК ?!
  • Радуга детского настроения
  • Наука побеждать. Как научить ребенка побеждать и проигрывать достойно?
  • Осторожно! Послушный ребенок!
  • Что скрывается под маской лени?






































  •