С кем играет ребенок?
Малыш подрастает, и вот родители замечают, что он склонен играть с одними детьми, других же игнорирует. И никакие уговоры типа «смотри, какой хороший мальчик, поиграй с ним», не помогают. Есть дети, очень избирательные в общении со сверстниками, но есть и такие, которые умеют и любят общаться со всеми.
Почему так происходит? О чем говорит выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения? Во многом это обусловлено темпераментом и характером, но на выбор ребенка влияет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы
Итак, проанализируем выбор ребенка.
Возраст
• Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией. Таких детей немного и если Ваш ребенок относится к этой категории, он обладает «социальным интеллектом», т.е. талантом общения. Он не имеет таких проблем, как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность.
• Ребенок предпочитает играть со сверстниками. Это самая распространенная категория. Такое поведение естественно - уровень развития примерно одинаков, интересы совпадают, также, как и социальные навыки.
• Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него. М.б. несколько причин : 1. ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он «перерос» их игры, интересы. 2. у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться «на равных». Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие д/с, воспитанные кумирами семьи. Они ожидают снисхождения, уступок, не умеют считаться с мнением другого ребенка. А более взрослые дети находят такое поведение забавным.
• Ребенок предпочитает играть с малышами. В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения ( девочки «примеряют» на себя роли мамы, учительницы, наставницы, т.д.) Хоть игра с малышом является полезной, стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможная причина - его не принимают ровесники ( переход в другую школу, недостаточно развитые коммуникативные навыки, др.) В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.
• Ребенок играет только с взрослыми. Часто такие дети - «домашние», не посещающие детский коллектив, во всем подражают близким взрослым ( «взрослая» речь, степенное поведение, отсутствие детских игр и забав). Следствие такого поведения - неумение общаться со сверстниками, возникновение проблем в общении позже, в школе.
Пол
• Малышам до 2х лет все равно, кто с ними играет - мальчик или девочка.
• Около 3х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность ( Я - девочка/ мальчик), поэтому 3-4х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Да и игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые любят играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) сосредотачиваются на куклах, мягких игрушках, мини-копиях бытовых приборов. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.
Если ребенок интересуется игрой с детьми противоположного пола, стоит ли считать, что он отстает в развитии или у него формируется неверное ролевое поведение? Когда мальчик 4х лет время от времени играет в куклы, при этом не забывая о «мальчиковых» играх, а в сюжетно-ролевой игре выбирая мужские роли - папы, шофера, т.д., то, скорее всего, он просто копирует действия сверстников (девочек). В данном возрасте дети склонны к подражанию, они пробуют повторять, копировать действия других детей, поведение взрослых, увиденное по телевизору. Если мальчик избегает «мальчиковых» игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым нужно задуматься. За таким поведение могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается мальчик с папой, дедушкой ( есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности - сына или дочку, как это отражается на ее отношении к ребенку. Тоже касается и девочек, упорный отказ от «девчачьих» игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.
• В 5-6 лет стремление к различным играм становится все более явной. Но
на фоне разделений игр по «половым» ролям интерес к противоположному полу возрастает. Дети могут играть вместе, но мальчики будут выбирать мужские роли, а девочки - женские или роли вовсе не будут иметь половых различий (например, игра в магазин). Если в этом возрасте ребенок предпочитает играть с детьми противоположного пола, возможно, он старается оправдать ожидания взрослого! Например, маме нравится, что сын спокойный, мягкий, она поощряет такое поведение, тем самым навязывая ему черты женского поведения; или папа восхищается, что дочь умеет за себя постоять, он учит ее агрессивным играм, а девочка стремится не разочаровать ожидания отца.
• С 6-7 лет девочки и мальчики становятся более терпимы друг к другу. Их объединяет общая роль учеников, школьные интересы. Вместе играют в подвижные игры на переменах. Поэтому если в этом возрасте ребенок любит играть с детьми противоположного пола, это не показатель, хотя большинство детей в играх сохраняют предпочтение к детям своего пола.
• Конец начальной школы - начинается разделение класса на «мужскую» и «женскую» половины. Взаимные симпатии выражать открыто не принято, отношения между полами иногда могут напоминать боевые действия. Если в этом возрасте ребенок предпочитает общаться с детьми противоположно пола, стоит понаблюдать за ним. Скорее всего у такого ребенка есть проблемы с адаптацией в детском коллективе, в общении со сверстниками своего пола.
• В подростковом возрасте юноши и девушки играют вместе чаще всего в спортивные игры, в остальное время они делятся на «кучки по интересам». Если в это время сын или дочь полюбили играть, общаться с представителем противоположного пола, это говорит об их нормальном половом развитии.
Количество детей
Дети, как и взрослые, м.б. интровертами ( когда человек направлен в себя, предпочитает небольшие компании, не тяготится одиночеством, имеет мало близких друзей) или экстравертами ( человек нуждается в постоянном общении, ему нравятся большие шумные компании, может общаться с самыми разными людьми). В зависимости от этих особенностей , а также от темперамента и характера ребенок стремится к игре со многими детьми или довольствуется одним другом.
Теперь стало понятно, что внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать. Ребенок постоянно изменяется. То, что было нормой в одном возрасте, должно насторожить в другом.
Анисимович О.В. При подготовке статьи использована книга Татьяны Ломтевой «Большие игры маленьких детей». Советую почитать!
Юля 2010-03-22 18:54:52 | очень полезная статья... |