Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Еще раз о наказаниях и поощрениях.

 

И родителям, и педагогам понятно, что наказывать и поощрять детей нужно, но как делать это правильно, т.е. действенно? Самая частая ошибка - взрослый готов обсуждать проступки ребенка, но как будто не обращает внимания на его успехи. Получается, что ребенка все время за что-то наказывают, а он ведет себя все хуже - замкнутый круг. Как же выйти из него, этого круга, с пользой для ребенка? Предлагаю Вам несколько простых рекомендаций о системе наказаний/поощрений.
• Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
• Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
• Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. Конечно, родителям нужно контролировать выбор наказаний, избегая как хитрости, так и уничижительства со стороны ребенка.
• Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.
• Поощрения и наказания д.б. реальными и обязательно исполняться. Т.е. взрослым важно быть последовательными!
• Наказания должны соответствовать возрасту ребенка и не быть длительными, отсроченными. Т.е. если ребенок сегодня «проштрафился», наказан он должен быть тоже сегодня, а не в течении все недели.
• Поощрения - это не обязательно подарки, это м.б. интересное развлечение, семейный праздник, бывает, что ребенку важно, чтобы его просто дружески похлопали по плечу и сказали «молодец, я рада за тебя».

 

 


Имя:
Комментарий: