Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда он вырастет – братом. (Араб)
Вопрос - ответ
Куда пойти
с ребенком ?
Беседы с интересными людьми
"Почитай-ка"
Фотогалерея
Консультация психолога


 







Центр развития ребенка УМКА

 

Нормы и задержка речевого развития.


Многие родители беспокоятся : « Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?»
Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь - малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1 -1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи.» ; высказать недовольство «Не хочу»; удивление «Вот это да!»


В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь ( слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.
Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3х лет.


!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца ( опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки. Стоит обратиться к специалисту, либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно ( см. статью «Игры и упражнения, способствующие развитию речи».)

1й год жизни. 2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме)
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками - растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у- а- а- о».
5месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»).Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо ( эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова( «ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова ( «на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
2й год жизни. Стадия активной речи - автономная речь. Ребенок использует аморфные слова- корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов ( «де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с начало и окончанием кризиса 1го года жизни (см. статью «Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога.» Полезная литература.) Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.


К 2м годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами ( показывает мишку, мяч, солнце, т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
3й год жизни. Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она м.б. прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3м годам он может составлять 1000 - 1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Задержка речи после 3х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
-- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
-- В 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков « п, б, м»;
-- в10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
-- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
-- в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
-- в3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Рекомендации для родителей

• Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
• Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
• Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
• Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
• Поощряйте стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство и воображение.
• Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
• Читайте ребенку каждый день.
• Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка,рисование, нанизывание, выразение, т.д.) - учеными доказано, что на кончиках пальцев малыша заложена основа речевого развития.
• Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
• Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
• У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений( но не слишком много).
• Поощряйте общение и игры с другими детьми.
• Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
• Играйте вместе с ребенком, если он просит.
• Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

 автор-Ольга Анисимович (педагог-психолог)


светлана
2015-04-28 18:50:04
Очень позитивная статья

Ольга Викторовна
2013-06-10 23:00:13
В.Н.,возможно,у девочки есть особенности речевого развития,Вам нужно показать ребенка детскому психологу.

В.Н.
2013-06-08 15:46:24
у нашей девочки почти нет согласных звуков в произношении слов, ей 2,5 года, в чем причина?

Алена
2013-03-25 09:41:14
очень хорошая статья! что хотела узнать-узнала. Спасибо!

Зоя
2012-07-25 20:56:09
Основные аспекты раскрыты очень доходчиво, спасибо!

зинаида
2012-06-13 06:50:15
спасибо. будем заниматься.

Галина
2011-12-03 18:33:56
лаконично, понятно.Спасибо!

женя
2011-08-18 00:16:17
статья хорошая но нового ничего

оксана
2010-09-30 10:21:44
очень хорошая статьяюспосибо

Инесса
2010-03-30 19:08:30
очень хорошо все написано.спасибо

светлана
2009-07-05 23:46:17
объяснили очень доходчево спасибо

Наталья
2009-05-27 17:43:30
Полезная статья,все разложено по полочкам, спасибо.

Имя:
Комментарий: